?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(Из рассказов моей бабушки Анастасии Архиповны Кудрявцевой, 1926 года рождения).

-Да какие нынче сонники? Откуда им взяться-то? Вот я тебе про сонник расскажу… Семья была у нас большая, зажиточная. В соседних домах жили только свояки и сродники. Все у нас было свое: коровы, лошади, свиньи, птица всякая. Сами пахали, сеяли, за скотиной ходили. Без дела никто не болтался, трудились сызмальства от зари до зари. Дом – полная чаша! Все сами производили: и муку, и холсты, масло, и мед. На ярмарке разве что иголки покупали, да сахар. Как нам в детстве с братом Ваней сахару хотелось! Меда было своего полно, а нам подавай сахар! Он был в огромных круглых «головках», не белый, а восковой, с желтыми или даже кое-где голубоватыми прожилками. Щипчиками, бывало, мать наколет целую сахарницу крошечных кусочков, и вся семья у самовара чай пьет вприкуску…Вкуснота-а-а!

Слышала я еще малой девчонкой от старших, как давным-давно, еще при моем прадедушке, через нашу деревню проходили путники, чужаки. Попросились они переночевать в наш дом, их пустили, обогрели, накормили, а по утру снарядили в дорогу, хлеба-соли с собой дали, да еще и путь указали. А гости из благодарности за приют книгу в нашем доме оставили, подарили, значит. Книга была старая, в затертом переплете, не разберешь, что на обложке написано…

А книга-то не простая была. Одна часть книги – сонник, а в нем перечислены все явления и вещи в мире. Все, как есть, описывалось. Вот снится тебе, положим, женская коса. Мы ищем в книге букву «В» - «волосы», а дальше ищем какие – «в косу заплетенные»; и дальше: «длинная коса», «короткая», «из седых волос», «из рыжих», или может «из кудрявых», и так смотришь все подходящие особенности той косы из сна. А потом смотришь «у кого» - может у тебя коса была, или «у чужой бабы», «у знакомой девицы», «у лысого наяву человека», «у мужчины» и так далее. И «для кого сон» глядишь: для меня было бы – «пожилой замужней особе», а тебе снилось – «юной девице». Значит, про волосы несколько страниц, а буквочки маленькие-маленькие, да подробно все, в самых мелочах описано. И так обо всем на свете… это была одна часть книги, а вторая особая – премудрость вековая, советы все да указания: как скопить и приумножить добро, как жить в достатке, как урожай вырастить, как скотину лечить.
Вот, скажем, сохнет твое поле, нужен тебе дождь. Открываем на букву «Д» и ищем «Дождь», и



смотрим под этим словом далее: «ливень», «косой», «грибной», «с солнцем», «с легким ветром», «с градом», «с громом и молнией», «затяжной» или «короткий». И все там прописано, какие слова нужно сказать, как поклониться Матушке-Земле, чтобы нужный дождь твое поле смочил. Знай только запоминай и дивись. Ведь даже по видам посевов дожди подразделялись! Хочешь для овса, а хочешь – для проса!

Дед мой Иван сам свою землю обихаживал, да мужикам соседским помогал. Если где и сохло, а нашу деревню дожди с солнышком навещали, как братцы с сестрою ласковою, без вражды промеж собой. Узнали об этом люди, приезжали из других сел: «Сделай милость, Иван, научи!» - и дедушка учил. Дед так говорил: «Сам я делать не стану, но научить – научу!». Но чтобы озоровать – град кому по злобе или молнию шаровую на чужой овин – гнал дед с такими просьбами в шею. Люди о нем знали, что он справедливый был и честный. За науку свою ничего дед не брал.

Много-много лет в нашем доме книга та жила. От деда к моему отцу Архипу Ивановичу перешла. Он был умница-самоучка, книги почитал и любил. У него целая полка была толстых книг – редкость для нашей деревни.

А потом началась смута, революция, то одни прибегут, то другие, власть все менялась, никакой определенности. Отец мой, твой, стало быть, прадед Архип Иванович, в ту пору был в отъезде.

Жена его, мать моя, Ульяна Марковна оставалась одна на хозяйстве с детьми. А тут по деревням слухи поползли дикие, будто будут «раскулачивать» те семьи, где хозяева крепкие были, работящие, зажиточные.

Мать моя Ульяна Марковна была неграмотная, читать не умела, но вела хозяйство исправно, знала счет, умела подписать документы. Была мать хоть и молодая, да мудрая, и рассудила она верно: какая власть не приди, а добра от книг мужниных не будет – все одно найдут к чему придраться, какую-нибудь книгу «опасной» сочтут, а она грамоты не знает, не сможет даже оправдаться.

Дождалась мать дождливой промозглой ночи, когда все в деревне сидели по домам, закрыв ставни, да и сожгла все книги в печи, страница за страницей. И ту, заветную книгу в затертом переплете, ради нас, детей, скрепя сердце сожгла.

Когда отец вернулся, он погоревал, конечно, о своих книгах, да быстро утешился. Вскоре сама жизнь показала, как права была Ульяна Марковна.

…Из сельсовета к нам приходили, сперва одну корову забрали, потом лошадь. Сами не работали, только разоряли чужое хозяйство. А позже обыски устраивали, искали «вредную» литературу, да ничего не нашли. Нашу семью едва в «кулаки» не записали, может быть, из-за отца до этого не дошло – он главным бухгалтером был Богровского лесопильного завода, много работал и был нужен при любой власти… Ну, что спросить хочешь? Спрашивай!

-Ты говоришь: бабушка Уля дождалась дождливой ночи… Дождалась или сама дождь вызвала?
-Дождалась или вызвала – теперь мы уж и не узнаем. Я тебе рассказываю так, как мне рассказывала мать.

-Такую книгу сжечь! Как же жалко!

-И мне жалко, внученька! Будут у тебя свои дети, поймешь… Ладно, Стрекоза, отдохнули! Пойдем огурцы поливать!

-А главной тайны мы и не узнаем теперь!

-Это какой такой тайны?
-Как жить в достатке?

-Ну, эту тайну я тебе открою! Трудиться, только трудиться, не покладая рук. Вот и вся тайна!

P.S.: С самого раннего детства знаю я эту семейную историю, а чувство горечи и невосполнимой потери не покидает до сих пор.


Comments

( 40 comments — Leave a comment )
bengoro
Aug. 12th, 2010 09:23 am (UTC)
кто знает. может если бы книга и осталась - загубили бы семью. или конфисковали бы, да и попала б плохие руки.

а рукописи не горят (с) :))) кто знает, когда и к кому из вашей семьи вернется книга.
serebryakovaa
Aug. 12th, 2010 11:25 am (UTC)
Или сожгли бы на костре...
"Кто-то крикнул: Это ВЕДЬМА виновата!" (С)
пережитые неприятности семьи показали, что прабабушка Ульяна Марковна поступила верно. Ее советы не раз спасали от больших бед.

Рукописи, да, не горят. Но по рассказам почему-то у меня сложилось представление, что книга была не рукописной... Хотя, кто знает.

Я всю жизнь сокрушаюсь об утраченных знаниях. Сейчас вызвали бы дождь над страной - затушили бы пожары, людей сберегли.
Людей не вернешь, вот что самое страшное.
Спасибо Вам! Спасибо)
kaplly
Aug. 12th, 2010 10:04 am (UTC)
Ну, в этом рассказе бабушки - целая программа! Как такую книгу собрать по крупицам. Из всех других книг, сказаний, и т.п. Я читала и ... Ну просто исследовательская задача-программа-модель! Еще одна Книга Книг (вариант). Такую книгу надо восстанавливать. И рассказ бабушки, который так хорошо запоминается - это же рассказ об идеальной книге, Книге Книг, которую как Цель-мечту можно всю жизнь осуществлять. Книгу такую по программе-воспоминаниям бабушки начать писать и дописывать всю жизнь. Потом Даниил твой, Аида, будет вносить своё. И т.д.
Умница бабушка, которая так смогла о Книге рассказать. И ты, Аида, умница - так о бабушке, её жизненной философии, своей семье просто сумела рассказать!
kaplly
Aug. 12th, 2010 10:58 am (UTC)
Ах, не Даниил, а Даниэль, прости, ошиблась.
serebryakovaa
Aug. 12th, 2010 11:21 am (UTC)
Да, ничего, лишь бы он продолжил писать Книгу Книг или Книгу Песка)
serebryakovaa
Aug. 12th, 2010 11:18 am (UTC)
Наташа, спасибо тебе за отзыв! Спасибо за интересную мысль! Может быть, в этом объяснение моей страсти собирать в архив всевозможные рецепты и заговоры, приметы и «скорые слова» на все случаи жизни)
Помнила, забывала историю эту, вспоминала вновь. Это засушливое лето заставило не раз о книге вспомнить. А как бы умела я дождь вызывать!...
Чувство непоправимой утраты бесценного сокровища неизбывно сопровождаем меня, когда вспоминаю эту книгу. Заметь, я «вспоминаю» эту книгу. Хотя не видела ее, в руках не держала. Заметила, что все мои родные, кто о книге рассказывает, говорят так, словно видели ее, читали, листали. Из года в год, от деда у внуку, переходило предание о ней, слова подбирались, фразы шлифовались, как камушки в быстрой реке.
zveronozka
Aug. 12th, 2010 10:42 am (UTC)
Замечательная история! И книжку очень жалко, но может действительно вернется, как пишут выше.
serebryakovaa
Aug. 12th, 2010 11:28 am (UTC)
Спасибо!
А пока я упорно собираю рецепты и заговоры на все случаи жизни). Как мне тут выше посоветовали - самой собрать новую Книгу Книг.

Книжку жалко. Труд тех древних мудрецов жалко.

Людей, что нынче горят и в дыму задыхаются - жалко.

Пусть пойдет дождь и все дурное смоет.
striped_bee
Aug. 12th, 2010 11:12 am (UTC)
Чудесная история!
А бабушка Уля - моя тезка :)
serebryakovaa
Aug. 12th, 2010 11:30 am (UTC)
О, как это приятно слышать, Уля!)))
Моя прабабушка Ульяна Марковна в юности была красавица, я давно тебе хотела сказать, что эта фотография на нее похожа.
Спасибо тебе)))
striped_bee
Aug. 12th, 2010 12:05 pm (UTC)
На фотографию каждый раз любуюсь ;)
serebryakovaa
Aug. 12th, 2010 03:26 pm (UTC)
Я про твою фотографию в жж - твой юзерпик)))
striped_bee
Aug. 12th, 2010 06:16 pm (UTC)
А я не поняла сразу :)
mumrik_snussi
Aug. 12th, 2010 02:59 pm (UTC)
эх, жалко-то как...
Но может быть когда-нибудь появится на свет из дальнего далека или человеческим усилием...
serebryakovaa
Aug. 12th, 2010 03:29 pm (UTC)
Мне с первой минуты, как услышала эту историю, стало стыдно перед автором (или авторами) той книги, словно я сама ее сожгла. Неизбывное чувство вины и стыда, и сожаления.

Мне казалось, что такие книги не горят так просто, должно что-то где-то произойти, если ТАКИЕ знания вдруг обращаются в пепел.

А может быть, она дивным Фениксом появилась в прошлых веках - там где ее написали?)))
happyan
Aug. 13th, 2010 02:22 pm (UTC)
У мужа прадеда тоже раскулачили, он даже к Калинину ездил, тот решение отменил, так как у прадеда много детей было.
serebryakovaa
Aug. 14th, 2010 12:31 pm (UTC)
Какое счастье, что был кто-то. кто смог отменить такое страшное решение! Хоть кому-то повезло...

Спасибо за Ваш комментарий)
besymontan
Aug. 16th, 2010 11:11 am (UTC)
Очень интересный рассказ. Обожаю старые книги! Они притягательны.
serebryakovaa
Aug. 17th, 2010 09:27 am (UTC)
Спасибо, Беси! Рада слышать, что тебе понравилось)

Старые книги притягательны, они даже пахнут по иному.
Сейчас краски другие, другая бумага...
besymontan
Aug. 17th, 2010 09:47 am (UTC)
Обожаю чердаки и подвалы старых дач. Сокровища!
serebryakovaa
Aug. 17th, 2010 07:57 pm (UTC)
Да, настоящие сокровища! Чего там только нет - можно откопать целую эпоху)
И в складках памяти твоих предков-родных множество сокровищ, только умей услышать.
julia_prozorova
Oct. 8th, 2010 10:31 am (UTC)
Сплошное удовольствие читать твои рассказы, дорогая Аида.
И тема моя любимая, магическая.
У меня прабабка ведьмой была, людей находила, скотину лечила.
Ее услугами и советская власть пользовалась, как надо было преступника найти, например. Жаль погибла рано (предсказав свою смерть), я ее не застала.
serebryakovaa
Oct. 8th, 2010 10:42 am (UTC)
Слушай, Юля, так мы - родственные души;) То, что ты пишешь про прабабушку - потрясает. Я убеждена, что раньше люди жили в мире с Землей-Матушкой и все было несколько иначе. Самый страшные перелом произошел после войны - когда и бомбили Землю и жгли... и церковники вредили, да и Советская власть в основном ЗНАЮЩИХ людей гробила.

Спасибо за добрые слова. А у меня тут был кризис жанра (или возраста?!). Хотела все бросить, пишу ночами, отрывая время от сна, и не чувствую, что это нужно кому-то...

Хотя следует признать, что лучше узкий круг настоящих читателей, чем толпы пустозвонов. ты сейчас очень помогла мне своим отзывом, Юля, спасибо тебе)

Значит буду и дальше писать.

dodrg59
Jan. 29th, 2011 06:19 pm (UTC)
Мудрая прабабушка была!
Книжку жаль, но я не верю, что можно было написать рецепты 1 раз - и навсегда.
И климат, и ноосфера очень сильно изменились.
Вот иудаизм, например, постоянно обновляется - принимаются новые галахические постановления.
serebryakovaa
Jan. 29th, 2011 07:43 pm (UTC)
Понимаю Вас. И все же...

Какое мудреное замечание) а как же Библия или Тора?

Есть книги, которые нельзя губить.
да, вообще нельзя уничтожать книги. Это - казнь, не меньше.

Прошлым летом я изо дня в день эту книгу вспоминала...
dodrg59
Jan. 29th, 2011 07:58 pm (UTC)
Тора - часть ТАНАХа: Тора, Невиим (Пророки), Ктувот (обычно переводят как Писания).
Со словом Библия - mismatch - иногда в нее включают и Новый завет.
Но никакой ТАНАХ не может охватить весь изменяющийся мир - поэтому принимаются галахические постановления - особыми равами - которые становятся частью иудаизма.
Причем некоторые галахические постановления имеют ограниченный срок действия.
Например, было галахическое постановление о том, что ашкеназам нельзя иметь больше 1 жены - сроком на 400 лет, и недавно закончилось.
serebryakovaa
Jan. 30th, 2011 09:49 am (UTC)
Да, все правильно.
Нельзя объять необъятное.
Все мы тут: и Вы, и я, и Тамара, каждый по своему пишем для себя свою Книгу.
И она бесконечна.
dodrg59
Jan. 29th, 2011 08:00 pm (UTC)
А по поводу пожаров - на самом деле, уже давно есть инженерные решения. Говорили, что их применяли во время Олимпиады-80 в Москве и Таллинне - действительно, вдруг установилась отменная погода.
serebryakovaa
Jan. 30th, 2011 09:55 am (UTC)
То есть Вы полагаете, что наши власти - мазохисты и намеренно дышали дымом и маялись от жары?

Я придерживаюсь иной теории: Земля-матушка - живое Божье творение, мы ее мучаем своим отношением, роем-ковыряем, реки вспять поворачиваем, тучи разгоняем. Вот у нее и поднялась температура! Власти своими технологиями к параду Победы всю весну тучи разгоняли, вот и разогнали.

Все, что творится в последние годы лишь убеждает, что у людей НЕТ ТЕХНОЛОГИЙ и СИЛ совладать со стихией.

Это - не вызов на дискуссию.
Это - обмен мнениями. Я уважаю Ваше мнение. И не являюсь истиной в конечной инстанции. Я так чую интуитивно. Так уж меня прабабушка воспитала;)

А насчет книги... Может быть, дальнейшие трудности и беды моей семьи были вызваны именно этим сожжением книги. Детей она спасала. Я не могу ее судить. Спасла...
dodrg59
Jan. 30th, 2011 10:53 am (UTC)
Насчет живой Земли - целиком согласен.
А прабабушка была права: жизнь (особенно детей) дороже всего. Что же до бед - вообще удивительно, что кто-то выжил в той мясорубке.
milady_alice
Jan. 29th, 2011 07:35 pm (UTC)
Не жалей. Все, что происходит - происходит правильно и вовремя.
А самые действенные риуалы - те, которые придумываешь сама.
serebryakovaa
Jan. 29th, 2011 07:44 pm (UTC)
Да, это так. Но существуют особые книги, уничтожать которые нельзя, непременно последует возмездие...

А прошедшим летом я вспоминала о Книге каждый день...
koshkodil
Jan. 29th, 2011 08:04 pm (UTC)
Жалеть не надо.
Действуйте. Проверьте крупнейшик библиотеки страны. Вы узнаете эту книгу. А дальше - либо удасться купить у букинистов, или скопируете и допишете.
serebryakovaa
Jan. 30th, 2011 09:47 am (UTC)
Спасибо за совет!

Почему-то я уверена, такие книги не встречаются в библиотеках и магазинах. Их не продают, а передают из рук в руки.

Я и пытаюсь ее собрать и написать постепенно;).
lidiamp
Aug. 5th, 2011 10:10 am (UTC)
Рассказ замечательный, читается с наслаждением, такая россыпь отборного жемчуга - язык, которым история эта изложена.

А по поводу утраченной книги, тут я согласна с Кошкодильчиком. Если книга была печатная (а на это похоже, упомянут мелкий шрифт), то она ДОЛЖНА быть в центральных библиотеках, не может не быть. Другое дело - есть ли в электронных библиотеках, есть ли в каталогах, не хранится ли в закрытых фондах.
Вы не пробовали искать?
Это ведь вполне реальная книга, не может она не оставить следов, упоминаний о ней в чьих-то мемуарах и пр. Не в единственном же экземпляре была она издана.
Если это воспринимать как семейную легенду, миф, то, конечно, другое дело. Но мне кажется, не миф это, была действительно в вашей семье эта книга.
В интернете есть список крупнейших виртуальных библиотек Росиии, я его скопировала, у меня где-то ы компе он есть.
Но на поиски, конечно, уходит очень много времени.

Спасибо за интереснейший рассказ, нахожусь под впечатлением. Я бы уже кинулась на поиски книги. Но убеждена, что это должен делать член семьи, в которой она была утрачена.
А пополнять и продолжать её писать - прекрасное и благородное дело. Успеха вам, Аидочка, в этом деле.
serebryakovaa
Aug. 5th, 2011 04:58 pm (UTC)
Спасибо, Лида!

Не могу себе представить, КАК формулировать запрос по поиску такой книги.
Подобные вещи либо в частных руках, и о них не рассказывают, либо в запасниках.

Может, я ошибаюсь, конечно.
"-- А у вас какая специальность? -- осведомился Берлиоз.
-- Я -- специалист по черной магии.
"На тебе!" -- стукнуло в голове у Михаила Александровича.
-- И... и вас по этой специальности пригласили к нам? -- заикнувшись
спросил он.
-- Да, по этой пригласили, -- подтвердил профессор и пояснил: -- Тут в
государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника
Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их
разобрал. Я единственный в мире специалист.
-- А-а! Вы историк? -- с большим облегчением и уважением спросил
Берлиоз.
-- Я -- историк, -- подтвердил ученый и добавил ни к селу ни к городу:
-- Сегодня вечером на Патриарших прудах будет интересная история!"
lidiamp
Aug. 12th, 2011 01:50 pm (UTC)
Я более приземлённо, наверно, смотрю на это. В том смысле, что найти книгу мне представляется, пусть нелёгким, но вполне реальным делом. Реальная книга, выпущенная, видимо, в 19 веке, состоящая из двух частей: первая -сонник, вторая - советы, заговоры на все случаи жизни.
Я посмотрела у себя в книге заговоров, сказаний и пословиц русского народа. Но там нет заговоров на дождь, на другие явления природные. Но зато есть заговоры на разные человечески отношения (любовь, вражду и пр.)
Наверно, какая-то подобная книга была и у твоих предков, только более полная.
Но я думаю, что не каждый, кто этими заговорами начнёт пользоваться, достигнет нужных результатов. Для этого ещё какие-то качества нужны, которые и были у деда Ивана. Уникальными были не столько тексты заговоров, сколько способности деда. Заговоры - лишь коды, которые далеко не каждый сможет "расшифровать". Но это лишь моё мнение, точнее - предположение. Книгу-то я не видела, просто мне кажется, что она была очень полной и подробной, полезной в доме, но настоящим чудом была не она, а сам дед Иван.
serebryakovaa
Aug. 12th, 2011 05:11 pm (UTC)
Я интересуюсь этой темой давно, но даже упоминаний о подобной книге никогда нигде не встречала. Это своего рода была энциклопедия сельского хозяйства - и про растения, и про скотину, и про землю... Книга та была колдовская, и помогли предки какому-то знатному колдуну, который и наградил такой книгой.

Если бы дело было только в нем в Иване, у других бы это не работало. Он сам никому не "делал", только учил, инструкцию по книге давал.
Я всегда думала, что аукнется это потомкам, ну, нельзя было ее сжигать...
Совсем недавно узнала, что у прапрадеда Ивана Петровича Кудрявцева было четыре сына:
Иосип - погиб в 1941.
Тихон - погиб в 1944.
Максим - Погиб в 194?
Архип - ранен, контужен, инвалидность в 1942, после битвы за Москву.
Умер в январе 1953.
Было ему 48 лет.




tamara_borisova
Oct. 18th, 2013 02:19 pm (UTC)
Вот где я была? :)))
Читала, конечно же читала.
Как же здорово, что мы это делаем!!!
И пусть теперь попробуют вырубить топором!
serebryakovaa
Oct. 18th, 2013 04:58 pm (UTC)
Пусть все наши живут в наших книгах.

Не вырубит уже никто)
( 40 comments — Leave a comment )

Profile

профиль
serebryakovaa
Серебрякова Аида

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com